Сегодня, 19 ноября, отмечается профессиональный праздник - День преподавателя высшей школы.
В этот замечательный день пресс-центр взял интервью у директора Института права, доктора юридических наук, доцента, профессора кафедры криминалистики Руслана Ильдаровича Зайнуллина. Мы поговорили с ним о том, как он стал преподавать, какой путь прошел и каким должен быть современный преподаватель!
В этот замечательный день пресс-центр взял интервью у директора Института права, доктора юридических наук, доцента, профессора кафедры криминалистики Руслана Ильдаровича Зайнуллина. Мы поговорили с ним о том, как он стал преподавать, какой путь прошел и каким должен быть современный преподаватель!
Руслан Ильдарович, поздравляем Вас с этим замечательным праздником!
Спасибо за поздравление! Пользуясь случаем хочу обратиться к профессорско-преподавательскому составу Института права с поздравлением! Ваш ежедневный кропотливый труд - это формирование будущих лидеров, высоких профессионалов и добросовестных граждан! Искренне благодарю вас, уважаемые преподаватели, за исключительное трудолюбие и преданность делу. Ваши глубокие знания, терпение, забота и студентах и мудрые советы создают незабываемую атмосферу в Институте!
Спасибо за поздравление! Пользуясь случаем хочу обратиться к профессорско-преподавательскому составу Института права с поздравлением! Ваш ежедневный кропотливый труд - это формирование будущих лидеров, высоких профессионалов и добросовестных граждан! Искренне благодарю вас, уважаемые преподаватели, за исключительное трудолюбие и преданность делу. Ваши глубокие знания, терпение, забота и студентах и мудрые советы создают незабываемую атмосферу в Институте!
Скажите, сколько лет Вы уже преподаете?
Моя преподавательская деятельность длится вот уже 18 лет. С момента как я пришел на кафедру криминалистики в 2006 году в качестве аспиранта, я ни разу не прерывал преподавательскую деятельность, хотя другая профессиональная моя жизнь была достаточно разнообразна.
Моя преподавательская деятельность длится вот уже 18 лет. С момента как я пришел на кафедру криминалистики в 2006 году в качестве аспиранта, я ни разу не прерывал преподавательскую деятельность, хотя другая профессиональная моя жизнь была достаточно разнообразна.
Расскажите, чем вы занимались помимо преподавания?
Более четырех лет работал юрисконсультом на предприятии, два года был частнопрактикующим юристом, два года работал помощником прокурора в Прокуратуре Республики Башкортостан и шесть лет занимался предпринимательством.
Более четырех лет работал юрисконсультом на предприятии, два года был частнопрактикующим юристом, два года работал помощником прокурора в Прокуратуре Республики Башкортостан и шесть лет занимался предпринимательством.
Профессия преподавателя не только интересная, но подчас и очень трудная. Возникают ли сложности при работе с молодёжью или Вам всё легко удаётся?
Конечно возникают сложности! Самое сложное в преподавательской работе - это установить и поддерживать на всем периоде обучения психологический контакт со студентами! А они бывают все разные, каждый из них - это целый мир индивидуальных мыслей и чувств. А это предопределяет особенности в когнитивной сфере - каждому студенту нужен индивидуальный подход, который, к сожалению, не всегда можешь обеспечить ввиду огромного контингента обучающихся. Наверное поэтому бывают троечники и двоечники - это как раз те студенты, подход к которым не смог найти преподаватель ввиду различных объективных и субъективных причин!
Конечно возникают сложности! Самое сложное в преподавательской работе - это установить и поддерживать на всем периоде обучения психологический контакт со студентами! А они бывают все разные, каждый из них - это целый мир индивидуальных мыслей и чувств. А это предопределяет особенности в когнитивной сфере - каждому студенту нужен индивидуальный подход, который, к сожалению, не всегда можешь обеспечить ввиду огромного контингента обучающихся. Наверное поэтому бывают троечники и двоечники - это как раз те студенты, подход к которым не смог найти преподаватель ввиду различных объективных и субъективных причин!
Быть педагогом - это большая ответственность, с Вас берут пример тысячи студентов. Что для Вас значит быть преподавателем?
Это, конечно, приятно быть примером для подражания, надеюсь не зазнаться от этого! (Смеётся)
Не думаю, что ответственность преподавателя чем-то отличается от ответственности людей других профессий. Главное выполнять свою работу грамотно, на высоком профессиональном уровне. Для меня же работа преподавателя - это работа, которая прежде всего доставляет удовольствие от общения с молодежью!
Это, конечно, приятно быть примером для подражания, надеюсь не зазнаться от этого! (Смеётся)
Не думаю, что ответственность преподавателя чем-то отличается от ответственности людей других профессий. Главное выполнять свою работу грамотно, на высоком профессиональном уровне. Для меня же работа преподавателя - это работа, которая прежде всего доставляет удовольствие от общения с молодежью!
Видно, что Вы любите то, чем занимаетесь - это большая удача. Как Вы считаете, в чём главный секрет успеха преподавателя у студентов?
Очень трудно определить какой-то конкретный рецепт успешности среди студентов! Еще раз повторюсь: студенчество - это очень разношерстная масса, иногда в одной группе встречаются студенты с прямо противоложными друг другу чертами характера. Но один критерий, который точно имеет значение для успешности среди студентов, он все-таки есть - преподаватель ни в коем случае не должен быть скучным! Нельзя забывать, что мы имеем дело как правило с молодежью, которая всю свою студенческую жизнь борется со скукой. Преподаватель должен быть интересным, он должен увлекать ребят!
Очень трудно определить какой-то конкретный рецепт успешности среди студентов! Еще раз повторюсь: студенчество - это очень разношерстная масса, иногда в одной группе встречаются студенты с прямо противоложными друг другу чертами характера. Но один критерий, который точно имеет значение для успешности среди студентов, он все-таки есть - преподаватель ни в коем случае не должен быть скучным! Нельзя забывать, что мы имеем дело как правило с молодежью, которая всю свою студенческую жизнь борется со скукой. Преподаватель должен быть интересным, он должен увлекать ребят!
Должен ли педагог быть строгим или, напротив, стараться понравиться тем, кому преподаёт свой предмет?
Я бы сказал, что он должен добиваться того, чтобы у студента были хоть какие-то знания в преподаваемом ему предмете. Ну, а каким образом это достигается - это вопрос второстепенный!
Я бы сказал, что он должен добиваться того, чтобы у студента были хоть какие-то знания в преподаваемом ему предмете. Ну, а каким образом это достигается - это вопрос второстепенный!
Какое у Вас самое теплое воспоминание, связанное со студентами?
Есть отдельные студенты, которые оставили о себе некие приятные впечатления своей одаренностью, стойкостью, стремлением к саморазвитию! Я многих из них помню, и за многими слежу через соцсети!
Есть отдельные студенты, которые оставили о себе некие приятные впечатления своей одаренностью, стойкостью, стремлением к саморазвитию! Я многих из них помню, и за многими слежу через соцсети!
Какие направления Вы считаете самыми перспективными? Что советуете изучать студентам?
Приоритетным я считаю научные знания в целом! А что касается направлений этого знания, то здесь очень трудно выделять. Жизнь развивается настолько стремительно, что перспективы открываются порой в очень и очень узко специализированных сферах! Студенту я посоветую лишь одно - неважно какое направление он выберет, самое главное - это развивать себя в глубь этого направления, повышать свою экспертизу именно в этих вопросах, а не прыгать с одного на другое, имея лишь поверхностные знания!
Приоритетным я считаю научные знания в целом! А что касается направлений этого знания, то здесь очень трудно выделять. Жизнь развивается настолько стремительно, что перспективы открываются порой в очень и очень узко специализированных сферах! Студенту я посоветую лишь одно - неважно какое направление он выберет, самое главное - это развивать себя в глубь этого направления, повышать свою экспертизу именно в этих вопросах, а не прыгать с одного на другое, имея лишь поверхностные знания!
Какой Вы видите свою сферу деятельности через 10 лет?
Исключительно научная сфера деятельности, сопряженная с преподаванием! Хотя заняться предпринимательством и разбогатеть я бы тоже не отказался!
Исключительно научная сфера деятельности, сопряженная с преподаванием! Хотя заняться предпринимательством и разбогатеть я бы тоже не отказался!
У Вас масса научных работ, Вы регулярно участвуете в конференциях, создаёте учебные пособия. Остаётся ли время на себя и на семью?
У меня как-то получается в жизни, что семья и профессиональная траектория развития всегда были таким симбиозом что ли! Особых проблем в этом вопросе никогда не было!
У меня как-то получается в жизни, что семья и профессиональная траектория развития всегда были таким симбиозом что ли! Особых проблем в этом вопросе никогда не было!
Назовите жизненные принципы, которым вы следуете. Какие установки помогают добиваться целей?
Добиваться целей помогает всем только два качества - упорство и целеустремленность. Но иногда, конечно же, помогают удача и фарт!
Добиваться целей помогает всем только два качества - упорство и целеустремленность. Но иногда, конечно же, помогают удача и фарт!
Какой самый лучший совет Вам давали?
Все лучшие советы я получил только от одного человека - моего отца! Его советам я до сих пор и следую!
Все лучшие советы я получил только от одного человека - моего отца! Его советам я до сих пор и следую!
Жизнь в городе или в деревне?
В городе
В городе
Пицца или суши?
Пицца
Пицца
Кино или театр?
Кино
Кино
Арбуз или дыня?
Персик
Персик